space

США участвуют в космической гонке против Китая?

Заголовки, провозглашающие начало новой «космической гонки» между США и Китаем, стали обычным явлением в новостях после многих захватывающих запусков в последние годы. Эксперты указали на быстрое продвижение Китая в космосе как на свидетельство формирующегося ландшафта, в котором Китай напрямую конкурирует с США за превосходство.

Эта идея космической гонки между Китаем и США звучит убедительно, учитывая более широкое повествование о подъеме Китая, но насколько она точна? Как профессор, изучающий космос и международные отношения, мои исследования направлены на количественную оценку силы и возможностей разных стран в космосе.

Когда я смотрю на различные мощности, данные рисуют гораздо более сложную картину, чем напряженная космическая гонка между США и Китаем. По крайней мере, на данный момент реальность больше похожа на то, что я называю сложной гегемонией — одно государство, США, по-прежнему доминирует в ключевых космических возможностях, и это преимущество еще больше усиливается сильной сетью партнеров.

Явный лидер делает гонку скучной

Называть нынешнюю ситуацию гонкой означает, что США и Китай имеют примерно равные возможности в космосе. Но в нескольких ключевых областях США далеко впереди не только Китая, но и всех других космических держав вместе взятых. Начнем с расходов: в 2021 году космический бюджет США составлял примерно 59,8 миллиарда долларов.

За последнее десятилетие Китай вложил значительные средства в космические и ракетные технологии и за последние пять лет удвоил свои расходы. Но при предполагаемом бюджете в 16,18 млрд долларов в 2021 году он по-прежнему тратит менее трети бюджета США.

США также значительно лидируют по количеству активных спутников. В настоящее время на орбите вокруг Земли находится 5465 действующих спутников. В США работает 3433, или 63% из них. Напротив, в Китае их 541. Точно так же в США больше активных космодромов, чем в Китае.

Имея семь действующих стартовых площадок в стране и за рубежом и не менее 13 дополнительных космодромов в разработке, у США есть больше возможностей для запуска полезной нагрузки на различные орбиты.

Напротив, в Китае есть только четыре действующих космопорта, и еще два планируются, и все они расположены на его собственной территории.

Паритет с нюансами

Хотя США могут иметь явное преимущество перед Китаем во многих областях космоса, в некоторых аспектах различия между двумя странами более тонкие. В 2021 году, например, Китай предпринял 55 попыток орбитальных запусков, что на четыре больше, чем США (51). Общее количество может быть одинаковым, но ракеты несли на орбиту совершенно разные полезные нагрузки.

Подавляющее большинство — 84% — китайских запусков имели правительственные или военные полезные нагрузки, предназначенные в основном для электронной разведки и оптических изображений. Между тем, в США 61% запусков был для невоенных, академических или коммерческих целей, преимущественно для наблюдения за Землей или телекоммуникаций.

Космические станции — еще одна область, где под поверхностью скрываются важные различия. С 1990-х годов США сотрудничали с 14 другими странами, включая Россию, над эксплуатацией Международной космической станции.

МКС довольно большая, с 16 модулями, и стала причиной технологических и научных прорывов. Но МКС уже 24 года, и страны-участницы планируют вывести ее из эксплуатации в 2030 году.

Китайская космическая станция Tiangong — новинка в мире. Строительство было завершено только в конце 2022 года, и оно намного меньше — всего три модуля. Китай построил и запустил все различные части и остается единственным оператором станции, несмотря на то, что пригласил других присоединиться.

Китай, несомненно, расширяет свои космические возможности, и в отчете, опубликованном в августе 2022 года, Пентагон предсказал, что Китай превзойдет возможности США в космосе уже в 2045 году. Однако маловероятно, что США останутся на месте. , так как продолжает увеличивать финансирование космоса.

Союзники как умножители силы

Основное различие между США и Китаем заключается в характере и количестве международного сотрудничества. На протяжении десятилетий НАСА плодотворно развивает международное и коммерческое партнерство во всем, от разработки конкретных космических технологий до полетов людей в космос.

Правительство США также подписало 169 соглашений об обмене космическими данными с 33 штатами и межправительственными организациями, 129 — с коммерческими партнерами и семь — с академическими учреждениями.

У Китая также есть союзники, которые помогают с космосом, в первую очередь Россия и члены Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества, включая Иран, Пакистан, Таиланд и Турцию. Однако китайских сотрудников меньше, и они имеют гораздо менее развитые космические возможности.

Усилия по возвращению на поверхность Луны превосходно подчеркивают эту разницу в поддержке союзников и синергии. И у США, и у Китая есть планы по отправке людей на поверхность Луны и созданию лунных баз в ближайшем будущем.

Эти конкурирующие лунные цели часто приводят в качестве доказательства космической гонки, но они очень разные с точки зрения партнерства и масштабов. В 2019 году Россия и Китай договорились о совместном полете на Луну к 2028 году. Россия предоставляет свои посадочные модули «Луна» и пилотируемые орбитальные аппараты «Орел», а Китай совершенствует свой автоматический космический корабль «Чанъэ».

Их будущая Международная лунная исследовательская станция «открыта для всех заинтересованных сторон и международных партнеров», но на сегодняшний день ни одна страна не присоединилась к усилиям Китая и России. Напротив, с 2020 года 24 страны присоединились к соглашениям Artemis Accords под руководством США.

В этом международном соглашении излагаются общие принципы сотрудничества для будущей космической деятельности, и в рамках программы Artemis оно конкретно направлено на возвращение людей на Луну к 2025 году и вскоре после этого создание лунной базы и лунной космической станции.

В дополнение к широкому международному участию программа Artemis заключила контракты с ошеломляющим количеством частных компаний на разработку ряда технологий, от лунных посадочных модулей до методов строительства Луны и многого другого.

Китай не единственная игра в городе

Хотя Китай может показаться главным конкурентом США в космосе, у других стран есть космические возможности и устремления, которые соперничают с Китаем. Индия тратит миллиарды на космос и планирует вернуться на Луну, возможно, вместе с Японией, в ближайшем будущем. Южная Корея, Израиль, Япония, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Германия и Европейский Союз также планируют независимые лунные миссии.

Япония разработала впечатляющие технологические космические возможности, в том числе технологию бесконтактного сближения для отправки космического корабля к астероиду и доставки образцов на Землю, которые конкурируют и даже превосходят китайские. В прошлом космическая гонка заключалась в том, кто первым достигнет звезд и вернется домой.

Сегодня цель сместилась на выживание и даже процветание в суровых условиях космоса. Я считаю неудивительным, что, несмотря на свое решительное лидерство, США сотрудничали с другими, чтобы отправиться на Луну и дальше.

Китай делает то же самое, но в меньших масштабах. Возникающая картина представляет собой не «гонку», а сложную систему, в которой США в качестве лидера тесно сотрудничают с обширными сетями партнеров. Эта статья перепечатана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Поделиться с друзьями: