space

Как помочь ребенку выбрать профессию

Категория: Развлечения

Ребенок перешел в выпускной класс, и родители хватаются за голову: какую профессию выбрать и в какой ВУЗ поступать? Ведь вопрос профориентации — один из самых важных для будущей жизни ребенка. Кажется, время подумать еще есть. Но на самом деле они уже опоздали. Как минимум лет на десять.

В нашей стране столько экономистов с поварским образованием или уборщиц с педагогическим, что не работать по диплому стало традицией. Но это раньше «лишь бы корочки о «вышке» были», сегодня крупные компании берут на работу специалистов только с профильным образованием.

Но человек в 17 лет еще футболку себе постирать не может, как же он способен определиться с профессией? Эта задача ложится на плечи родителей. Но главное — помочь ребенку с выбором, а не решать этот вопрос за него.

Часто родители считают, что проблемой профориентации должна заниматься школа. Сейчас модно нанимать на работу педагогов и психологов, специалистов по профориентации старшеклассников. Да, они могут провести тест и указать на способности конкретного ученика. Но к кому он придет через пять, десять лет с вопросом: «Почему меня заставили идти на физмат, когда я хотел заниматься музыкой?» Кто знает нашего ребенка лучше нас, родителей?

Кстати, школьные отметки не могут стопроцентно говорить о его интересах. Чаще они свидетельствуют о профессионализме учителя и о том, какие отношения сложились у него с учеником. Не поленитесь — придите в школу, поговорите с учителями-предметниками, есть ли у вашего ребенка способности к той или иной науке.

Часто «отлично» ставят детям прилежным, а интересующиеся предметом, но неусидчивые ученики вполне могут ходить в троечниках. Не забывайте, что ребенок приходит в школу уже со сложившимися интересами, которые учителя могут развить или погасить. Поэтому никто лучше нас, родителей, способности своего ребенка не определит.

Как выявить способности у ребенка

Работать над выявлением интересов ребенка нужно с его рождения. Конечно, такая работа не имеет ничего общего с любованием своим чадом и приписыванием ему необыкновенных способностей. Семимесячный малыш складывает пирамидку — будет инженером! Двухлетняя кроха двигает попой под музыку — вырастет балериной! Все это ни о чем не говорит.

Задача родителей на раннем этапе развития ребенка — показать как можно больше сфер деятельности человека, в которых он может себя проявить: идем в зоопарк смотреть на животных, в обсерватории любуемся звездами, играем в доктора, учителя, рассматриваем листики под микроскопом и т.д. Дайте ребенку возможность попробовать себя в спорте, в творчестве, в науке. Расширяйте его кругозор.

Учите кроху задумываться о том, что мир и предметы вокруг — результат деятельности людей разных профессий. Вот яблоко — его вырастил фермер, потом водитель привез его в магазин, нам с тобой его предложил продавец и т.п. На прогулке наблюдайте вместе с ребенком за работой представителей разных профессий: смотри, дворник убирает снег. Как ты думаешь, он делает важную работу?  Если бы не он, мы бы не смогли пройти к детской площадке и покачаться на качелях.

С трех лет ребенка можно записать в секции и кружки по интересам. Только не водите малыша туда силой. Не беда, если что-то ему не понравится или он к чему-то быстро охладеет. Лучше это будет в пять, восемь лет, а не в двадцать.

Кто отвечает за выбор профессии?

Расширить кругозор, сформировать правильные представления о том, чем занимается повар или врач, выявить способности ребенка — это еще полдела. Важно знать, сможет ли ваш сын или дочка изо дня в день посвящать восемь часов той или иной деятельности. Хватит ли им усидчивости, внимания или энергии?

Любая работа — это прежде всего труд, а привычку к труду нужно формировать с детства. Во-первых, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Убрать за собой разбросанные вещи, подмести пол или насыпать корм в кошачью миску может даже пятилетний ребенок. Неважно, насколько идеально он это сделает. Главное — чтобы он знал, что есть дела, которые он должен выполнить, прежде чем отправится на прогулку.

Во-вторых, ребенка нужно как можно раньше научить делать выбор и отвечать за него. Сегодня мы будем читать книгу или смотреть мультик? Что приготовим на ужин? Обсудите меню не только на эти выходные, но и на следующие. А если ребенок будет кривляться, что не хочет борщ, вы сможете сказать: «Ну ты же сам составлял меню. Теперь ешь». В идеале, к старшим классам он должен понимать, что ни мама, ни папа, ни Ирина Петровна не несут ответственности за его действия и выбор, в том числе и будущую профессию. Он сам выстраивает свою жизнь.

Что важнее при выборе профессии — интерес или зарплата?

Подростки любят идеализировать мир. Девочки хотят стать моделями или актрисами, мальчики-бизнесменами или президентами. Поэтому очень важно обсудить с ребенком и такие вопросы, как востребованность профессии на рынке, конкуренция, размер зарплаты.

Мальчикам нужно объяснить, что сейчас его обеспечивают родители, но после окончания вуза он должен содержать себя сам, а впоследствии — еще и свою семью. Сможет ли он это делать на зарплату музыканта? Но в то же время нелюбимое занятие, даже если оно высоко оплачивается, делает человека несчастным.

Обрисуйте ребенку перспективы, но ни в коем случае не давите на него. В конце концов, неверный выбор образования — это не самая большая ошибка в жизни. Всегда можно получить второе или пойти на дополнительные курсы. Правда, времени не вернешь. Это как в биатлоне: промахнулся в стрельбе — беги дополнительный круг. Но и при таком раскладе выигрывают медали.

Поделиться с друзьями: