Астрономы зафиксировали в галактике NGC 5128 вспышку сверхновой типа II

Категория: Наблюдения

s068742511-640x487Астрономы, сообщают, что в галактике NGC 5128, известной еще как Центавр A произошла вспышка сверхновой типа II.

Сверхновая была открыта 5 февраля 2016 года астрономами Питером Марплис (Peter Marples) и Грегом Бок (Greg Bock). Проведенный со времени открытия анализ спектроскопии показал, что эта сверхновая, которая получила обозначение  SN 2016adj, относится к классу сверхновых типа II.

Все сверхновые звезды ученые подразделяют на два основных типа сверхновых звезд: сверхновые типа I и сверхновые типа II. Тип сверхновой определяется по наличию линий водорода в спектре вспышки. В случае отсутствия этих линий сверхновую относят к I типу, а при наличии — ко II типу.

Сверхновая звезда, это вспышка — катастрофическое событие, конец эволюции звезд крупных размеров. Это происходит, когда в недрах звезды больше нет условий для термоядерных реакций. На этой стадии преобладает гравитация, и звезда начинает сжиматься быстрыми темпами. Из-за резкого разогревания в результате сжатия в ядре звезды начинают происходить неуправляемые   ядерные   реакции, энергия  высвобождается в виде мощнейшей вспышки, свет которой может затмить блеск всех звезд в галактике.

Сверхновая вспыхнула в довольно интересной для астрономов галактике, известной как Центавр A (Centaurus A) или NGC 5128. Она представляет собой линзообразную галактику, которая находится на расстоянии около 15 миллионов световых лет от Земли в созвездии Центавр. Эта одна из самых ярких и близких к нам галактик (по своей яркости Центавр А занимает пятое место после Магеллановых Облаков, туманности Андромеды и галактики Треугольник).

s510828471-640x542Искривленная форма диска Центавра А  свидетельствует о том, что в прошлом галактика слилась с другой. Это событие спровоцировало всплеск активного звездообразования. Кроме того, Центавр A является мощной радиогалактикой:  в ее центре находится сверхмассивная черная дыра, которая и является причиной повышенной интенсивности излучения от ядра, особенно в рентгеновском диапазоне. По всей видимости, активность черной дыры обусловлена тем же слиянием, в результате которого она получила дополнительный материал для питания.