2025 год. В космос выведен телескоп ATLAST, который будет вести поиск внеземной жизни

AtlastNASA продолжает выводить в космическое пространство орбитальные обсерватории. В уже ставшую традиционной для размещения астрономических орбитальных аппаратов вторую точку Лагранжа гравитационной системы Солнце-Земля доставлен телескоп «ATLAST». Этот проект отличается сильно увеличенным размером зеркала телескопа, что позволяет достигать характеристик, которые значительно превышают параметры предыдущих орбитальных телескопов. Так, «ATLAST» по такому параметру как угловое разрешение в десять раз превосходит космический телескоп имени Джеймса Уэбба, а предельная чувствительность нового телескопа превышает аналогичную характеристику телескопа Хаббла в две тысячи раз.

Такие характеристики делают этот проект не только лидером астрономических наблюдений, но и дают возможность приблизиться к разрешению одного из основных вопросов устройства Вселенной – имеется ли жизнь за пределами нашей системы или же мы одиноки во Вселенной? Для решения этой чрезвычайно трудной задачи «ATLAST» способен работать в различных спектрах (от ультрафиолетового до инфракрасного), а чувствительность установленного на этом аппарате оборудования позволяет исследовать экзопланеты на предмет обнаружения «биосигнатур». К «биосигнатурам» ученые относят присутствие в спектре небесного тела таких элементов как кислород в молекулярной форме, озон, метан и вода.

Мощность телескопа позволит обнаруживать наличие атмосферы на земнопободной экзопланете удаленной от нашей планеты на сто пятьдесят световых лет. При этом точность произведенных этим телескопом измерений не только даст возможность определить скорость вращения планеты или охарактеризовать ее климат, но даже отследить колебания растительного покрова под влиянием сезонов года. Также можно будет рассмотреть преобладающий тип ландшафта экзопланеты и следить за изменениями в ее облачном покрове.

Но поиски возможной внеземной жизни не являются единственным назначением «ATLAST». Он также будет проводить наблюдения, которые помогут определить взаимодействие темной материи, галактических скоплений и межгалактического пространства. Еще одной миссией этого телескопа станет определение процессов, ответственных за формирование звездных тел.

Срок эксплуатации этого телескопа составит порядка двадцати лет, а для поддержания его в работоспособном состоянии будут применяться космические корабли, работающие в автоматическом режиме. При возникновении неполадок для их исправления на кораблях «Орион» будут отправляться астронавты, которые к тому же отработают навыки необходимые для дальнейших полетов по нашей звездной системе. По истечению срока своей службы «ATLAST» будет заменен новейшими образцами космических обсерваторий, имеющими столь грандиозные размеры, что они смогут получать детализированные карты удаленных экзопланет.